Уголок музыканта-исследователя

Как не бояться ключевых знаков

Свободная игра в разных тональностях является важным навыком любого музыканта. Вместе с тем, у многих начинающих музыкантов при игре в "сложных" тональностях возникают затруднения как при чтении нот, так и при выборе аппликатуры. Попробуем обозначить некоторые подходы, облегчающие задачу.

Как играть гаммы в любой тональности

Гитара, а также некоторые другие струнные инструменты позволяют решать проблему транспонирования мелодии относительно легко - достаточно сдвинуть аппликатуру вдоль гифа на нужное число ладов, чтобы получить мелодию в новой тональности. Количество ключевых знаков в данном случае совершенно не отражается на сложности исполнения.

С клавишными, и особенно с духовыми инструментами, такой вариант не проходит. Аппликатуры гамм в разных тональностях имеют существенные различия, и задача "выучить все гаммы во всех тональностях" способна внушить известный страх начинающему музыканту.

Одним из возможных способов решения проблемы является использование симметричных ладов. Симметричные лады представляют собой звукоряды, получаемые разбиением гаммы на определенное количество равных интервалов. Важным свойством симметричных ладов является тот факт, что транспонируя такой лад на полтона, затем еще на полтона, и т.д., мы очень скоро получим исходный лад. Оливье Мессиан называл такие звукоряды ладами ограниченной транспозиции.

Целотонная гамма

Одним из симметричных ладов является целотонная гамма, получаемая делением октавы на шесть равных интервалов, каждый из которых представляет собой большую секунду.

c'1 d' e' fis' gis' ais'
{"fifthMode":false, "drawGroups":false}!c;d;e;fis;gis;bes

Транспонировать целотонную гамму можно только один раз на полтона. При дальнейшем транспонировании мы получим исходную гамму.

{"color":["#f00", "#080"]}!c'1@0 d'@0 e'@0 fis'@0 gis'@0 ais'@0 || cis'1@1 dis'@1 f'@1 g'@1 a'@1 b'@1 |.
{"drawGroups":true}!c@#f00;cis@#0f0;d@#f00;dis@#0f0;e@#f00;f@#0f0;fis@#f00;g@#0f0;gis@#f00;a@#0f0;ais@#f00;b@#0f0

Таким образом, в природе существует только две целотонные гаммы, и, следовательно разучить их аппликатуры не представляется особо трудной задачей - гораздо проще, чем разучивание двенадцати мажорных и двенадцати минорных гамм.

Вот как выглядела бы клавиатура фортепиано, если бы клавиши раскрашивали по признаку принадлежности к одной из двух целотонных гамм - одна целотонная гамма идет по белым клавишам, другая - по черным:

"Целотонная" раскраска фортепианной клавиатуры.

Для разучивания аппликатуры целотонной гаммы полезно поиграть следующее упражнение, представляющее собой отрезки целотонной гаммы в объеме большой терции. Сначала играем отрезки одной гаммы:

{"staffSize":{"w":800}}! t4/4 c'8 d' e'4. d'8+7 c'4 | d'8 e' fis'4. e'8+7 d'4 | e'8 fis' gis'4. fis'8+7 e'4 | fis'8 gis' ais'4. gis'8+7 fis'4 |

Потом аналогичным образом отрезки другой гаммы, а потом поочередно - то из одной, то из другой:

{"staffSize":{"w":800}, "color":["#a00", "#060"]}! t4/4 c'8@0 d'@0 e'4.@0 d'8@0+7 c'4@0 | cis'8@1 dis'@1 eis'4.@1 dis'8@1+7 cis'4@1 | d'8@0 e'@0 fis'4.@0 e'8@0+7 d'4@0 | es'8@1 f'@1 g'4.@1 f'8@1+7 es'4@1 | e'8@0 fis'@0 gis'4.@0 fis'8@0+7 e'4@0 |

Играя эти отрезки целотонной гаммы, останавливаемся на третьей ступени, стараясь контролировать на слух интонацию большой терции (она должна звучать светло и торжественно). Это не только послужит развитию слуха, но и поможет избежать аппликатурных ошибок на первом этапе разучивания гамм.

Диатоника

Диатоника (т.е. натуральная мажорная или минорная гамма) образуется из отрезка "черной" и отрезка "белой" целотонной гаммы. Главное знать место, где эти части стыкуются.

{"color":["#f00", "#080"]}!c'1@0 d'@0 e'@0 f'@1 g'@1 a'@1 b'@1 c''@0 d''@0 e''@0 f''@1 g''@1 a''@1 b''@1

Таким образом, чтобы сыграть мажорную гамму в любой произвольной тональности, нам надо найти ее тонику (например, с помощью квинтового круга), и далее сыграть от тоники вверх три ступени (включая тонику) из одной целотонной гаммы, потом отступить на полтона вверх, и сыграть четыре ступени из другой целотонной гаммы.

Вот еще некоторые полезные наблюдения:

  • В мажорном трезвучии основной тон и терция находятся в одной целотонной гамме, квинта - непременно в другой.
  • В минорном - основной тон в одной целотонной гамме, терция и квинта - в другой.
  • В доминантсептаккорде все тона в одной гамме, кроме квинты.
  • Тона уменьшенного септаккорда идут через один - то из одной гаммы и из другой.

Уменьшенный звукоряд

После освоения целотонной гаммы неплохо бы освоить и другую симметричную структуру - арпеджио уменьшенного септаккорда, разбивающее октаву на четыре малые терции. Таких структур в природе всего три штуки, так что выучить их тоже не представляет особых трудностей, зато знание этих аппликатур облегчает разучивание пентатоники, ладов минорного наклонения, а также обыгрывание доминантсептаккордов.

{"color":["#f00", "#080", "#00f"]}!c'1@0 es'@0 ges'@0 a'@0 || cis'1@1 e'1@1 g'1@1 bes'1@1 || d'1@2 f'1@2 as'1@2 b'1@2
{"drawGroups":true}!c@#f00;cis@#0f0;d@#00f;es@#f00;e@#0f0;f@#00f;ges@#f00;g@#0f0;as@#00f;a@#f00;bes@#0f0;b@#00f

Как читать ноты

Подобно разным видам слуха - абсолютный, относительный, ладовый, можно указать несколько видов подхода к чтению нотного текста.

Различные подходы к чтению нот:

  • Абсолютный - распознаем в нотном тексте абсолютною высоту ноты, исполняем мелодию как последовательность звуков заданной высоты;
  • Относительный - распознаем взаимное расположение нот, исполняем мелодию как последовательность интервалов;
  • Ладовый - распознаем положение ноты в тональности, исполняем мелодию как последовательность ступеней лада, каждая из которых имеет свою ладовую функцию.

Рассмотрим эти три подхода на примере следующего фрагмента мелодии:

$2# t4/4 D: d'4 [f'8 e'] d'2 |
  • Абсолютный - просто играем ноты: ре - фа-диез - ми - ре;
  • Относительный - играем от ноты ре большую терцию вверх, а потом вниз по целым тонам;
  • Ладовый - в натуральном мажоре движемся от тоники вверх к третьей ступени (медианте), и снова вниз к тонике через верхний вводный тон (вторую ступень).

Первый, абсолютный, подход позволяет достичь быстрого результата при исполнении на инструменте. Главное не забыть про ключевые знаки, и найти правильную аппликатуру для этих нот. Этим способом удобно бывает играть с листа, особенно на тех инструментах, где для каждой ноты существует только одна аппликатура. Проблемы начинаются в случае необходимости быстро транспонировать разученный фрагмент в другую тональность. Зачастую в таком случае приходится разучивать мелодию заново. Также возникают затруднения в случае необходимости сыграть с листа мелодию, написанную в другой тональности - например, в случае исполнения на транспонирующем инструменте (таковыми являются большинство духовых).

Относительный подход к чтению нот свободен от проблем транспонирования. Разучив мелодию в одной тональности, бывает нетрудно перенести ее и в другие тональности, если только не возникает аппликатурных сложностей. Вместе с тем, бывает порой нелегко сходу понять, какие интервалы присутствуют в этой мелодии - где будет терция большая, где малая, и т.п.

Ладовый подход является незаменимым для исполнителей на инструментах со свободной интонацией (духовые, струнные смычковые), а также для вокалистов, ибо только таким способом можно достичь правильного интонирования ступеней лада. Кроме того, ладовый подход, подобно относительному, свободен от проблем транспонирования. Также при таком способе не возникают проблемы, характерные для относительного подхода, связанные с определением интервалов, т.к. в ладу все интервалы заранее известны. Ладовый подход позволяет исполнителю лучше понять внутреннюю логику музыкальной фразы, определить устойчивые ноты, услышать тяготения. Это делает исполнение более осмысленным.

В идеале, музыкант должен свободно владеть всеми перечисленными способами, и применять их по мере необходимости, сообразно стоящей перед ним задаче.

В качестве иллюстрации ладового подхода предлагаю посмотреть видео Дениса Чуфарова "Относительная сольмизация":

В данном видео используются следующие названия хроматических ступеней:

Do Di Re Ri Mi Fa Fi Sol Si La Li Ti Do Ti Ta La Lo Sol Sa Fa Mi Ma Re Ra Do

Упражнения

Ключевые знаки и квинтовый круг

Самая первая задача исполнителя, прежде чем он начнет читать нотный текст, состоит в том, чтобы по ключевым знакам определить тональность произведения.

Порядок расположения ключевых знаков альтерации обычно изображают на квинтовом круге.

{"fifthMode":true, "drawSigns":"major"}!мажор:
{"fifthMode":true, "drawSigns":"minor"}!минор:
Порядок диезов (по часовой стрелке): фа, до, соль, ре, ля, ми, си.
Порядок бемолей (против часовой стрелки): си, ми, ля, ре, соль, до, фа

Квинтовый круг помогает найти тонику тональности по заданным ключевым знакам. Например, если мы видим при ключе два диеза, это означает либо тональность ре-мажор, либо си-минор. Посмотрим, какая нота или аккорд появляются в произведении на "устойчивых" позициях (например, в самом конце). Если все сходится к ре, то это ре-мажор, если к си, то си-минор.

Очень часто параллельные тональности (т.е. имеющие одинаковые знаки при ключе - например, до-мажор и ля-минор) хорошо уживаются в одном произведении, плавно перетекая из одной в другую.

Имеются несколько простых правил, позволяющих быстро найти тонику по ключевым знакам:

  • если при ключе стоят диезы, то последний диез указывает на седьмую ступень мажора, следовательно, на полтона выше находится мажорная тоника, а на тон ниже - тоника параллельного минора;
  • если при ключе стоят бемоли, то предпоследний бемоль указывает на мажорную тонику, а минорная тоника находится на терцию ниже (т.е. на соседней линейке).

Распознавание интервалов в нотной записи

Умение быстро распознать интервал по нотной записи очень помогает при чтении нот. Чтобы быстро распознавать интервал, можно запомнить его характерный внешний вид. Например:

Секунда отличается тем, что ноты расположены очень тесно, и если одна из них находится на линейке, другая обязательно будет между линеек:

{"color":["#f00", "#080"]}!<c' d'+8>1 <f' g'+8>1 || [c'8@0 d'@0] [f'8@1 g'@1] || [d''8@1 c''@1] [a'8@0 g'@0]

В терции обе ноты расположены тесно, но при этом обе лежат на линейках, или между ними.

{"color":["#f00", "#080"]}!<c' e'>1 <d' f'>1 || [c'8@0 e'@0] [d'8@1 f'@1] || [d''8@0 b'@0] [c''8@1 a'@1]

Кварта шире терции, и ноты лежат по-разному - одна на линейке, другая - между.

{"color":["#f00", "#080"]}!<c' f'>1 <d' g'>1 || [c'8@0 f'@0] [d'8@1 g'@1] || [d''8@0 a'@0] [c''8@1 g'@1]

Квинта - интервал широкий, и если одна нота лежит на линейке, то и вторая будет на линейке, а между ними будет пустая линейка. Если нота лежит в промежутке между линейками, то и вторая будет в промежутке, а между ними - пустой промежуток.

{"color":["#f00", "#080"]}!<c' g'>1 <d' a'>1 || [c'8@0 g'@0] [d'8@1 a'@1] || [d''8@0 g'@0] [c''8@1 f'@1]

Секста чуть шире квинты, и ноты лежат по-разному - одна на линейке, вторая в промежутке.

{"color":["#f00", "#080"]}!<c' a'>1 <d' b'>1 || [c'8@0 a'@0] [d'8@1 b'@1] || [d''8@0 f'@0] [c''8@1 e'@1]

Септима по виду напоминает квинту, обе ноты лежат одинаково, но между ними уже две пустые линейки (или промежутка).

{"color":["#f00", "#080"]}!<c' b'>1 <d' c''>1 || [c'8@0 b'@0] [d'8@1 c''@1] || [d''8@0 e'@0] [c''8@1 d'@1]

Октава чуть шире септимы, и ноты лежат по-разному - одна на линейке, вторая в промежутке.

{"color":["#f00", "#080"]}!<c' c''>1 <d' d''>1 || [c'8@0 c''@0] [d'8@1 d''@1] || [d''8@0 d'@0] [c''8@1 c'@1]

В качестве упражнения имеет смысл распознавать интервалы, встречающиеся в каком-нибудь реальном нотном тексте.

Распознавание ступеней лада в нотной записи

Умение распознавать ступени лада по нотной записи является одним из ключевых навыков, необходимых для свободного чтения нотного текста. При хорошем владении этим навыком музыкант может представить себе звучание мелодии, не проигрывая ее на инструменте, что особо важно для вокалистов или исполнителей на инструментах, допускающих свободную интонацию (струнные смычковые, духовые, и пр.).

Тоника

Чтобы быстро распознавать ступени лада в нотной записи, надо прежде всего научиться находить тонику, т.к. она является "центром тяготения", относительно которого выстраиваются остальные ступени. Самый простой способ для этого - обратить внимание на ключевые знаки, и воспользоваться квинтовым кругом.

Например, увидев при ключе два диеза, найдем по квинтовому кругу тональность - это либо ре-мажор, либо си-минор. Если в нотной записи выделена партия баса, обратим внимание на его движение - к какой ноте он чаще всего стремится. Если партия баса не выписана, но имеются буквенно-цифровые обозначения аккордов, аналогичным образом проанализируем движение гармонии - к какому аккорду всё сходится. Если ни того, ни другого нет, а есть просто один мелодический голос - обратим внимание на движение его устойчивых нот. Допустим, мы обратили внимание, что движение идет в сторону ноты ре. Эту ноту и примем за тонику.

{"color":["#f00", "#080"]}!$2# d'1@0 d''@0

После того, как тоника найдена, обратим внимание на другие очень важные ноты, которые будут дополнительными "опорными точками" при чтении нот.

Доминанта

Прежде всего найдем пятую ступень лада. Она относится к главным ступеням лада, и носит название "доминанта". Доминанта лежит на квинту выше, а также на кварту ниже тоники:

{"color":["#f00", "#080"]}!$2# d'1@0 a@1 d'@0 a'@1 d''@0 a''@1

Очень важно научиться заранее находить на нотном стане линейки, где будут находиться тоника и доминанта - это своего рода "каркас", относительно которого строится остальной нотный текст. Особо важную роль эти ступени играют в движении баса, и в любом ладу - как в мажорном, так и в минорном - они всегда находятся на одном месте. Прежде чем начинать петь или играть на инструменте, попробуем "услышать" эти ступени внутренним слухом. Здесь могут прийти на помощь следующие образы: тоника звучит наиболее устойчиво - это "земля", "фундамент". Доминанта имеет неустойчивую функцию, часто звучит с интонацией "вопроса", и трезвучие, построенное на доминанте, стремится разрешиться в тонику.

Медианта

После того, как найдены тоника и доминанта, обратим внимание на третью ступень (медианту) лада. Она лежит на полпути от тоники к доминанте при движении вверх, и входит в самый главный аккорд - тоническое трезвучие лада:

{"color":["#f00", "#080", "#00a"]}!$2# d'1@0 f'@2 a'@1 | D: <d' f' a'>1 |

В отличие от тоники и доминанты, положение третьей ступени разное в мажоре и миноре. Именно эта ступень определяет наклонение лада - мажор или минор. В мажоре она составляет с тоникой большую терцию, в миноре - малую. В нотной записи, однако, это не сразу заметно, т.к. линейка, на которой лежит третья ступень всегда остается одной и той же:

D: <d' fis' a'>1 | Dm: <d' fn' a'>1 |

Интонация третьей ступени очень важна в ладу, и следует потренироваться не только быстро находить нужную линейку на нотном стане, но и научиться "предслышать" ее звучание, для чего полезно потренироваться петь ее в разных тональностях, а также быстро находить нужную аппликатуру на инструменте (на гитаре это просто, а клавишникам и духовикам поможет использование симметричных ладов).

Вводные тона

Разобравшись с третьей ступенью, обратим внимание на ноты, лежащие на секунду выше и ниже тоники. Это так называемые "вводные" тона - верхний и нижний. Верхний (вторая ступень лада) всегда отстоит от тоники на тон, а нижний (седьмая ступень) - на тон (в натуральном миноре), или на полтона (в натуральном мажоре или гармоническом миноре).

Кроме натуральных мажора и минора имеются еще и другие диатонические лады, рассмотрение которых оставим пока за рамками данной статьи.

Вводные тона характеризуются очень сильным тяготением к тонике. Также они входят в состав трезвучия, построенного от доминанты, чем и объясняется его гармоническое разрешение в тонику. Следует поиграть на инструменте и попеть эти ноты с разрешением в тонику, и при чтении нотного текста стараться "слышать" это тяготение внутренним слухом.

{"color":["#f00", "#0a0"]}!$2# t3/4 d'2@0 c'4@1 | d'2.@0 | d'2@0 e'4@1 | d'2.@0 | d''2@0 e''4@1 | d''2@0 c''4@1 | d''2.@0 ||

Также следует помнить, что вторая ступень является проходящей при движении от тоники к третьей ступени. Потренируемся распознавать это движение в нотной записи, и "слышать" эту интонацию внутренним слухом.

Параллельная тоника

Как было замечено выше при рассмотрении квинтового круга, для каждой тональности имеется родственная ей "параллельная" тональность, имеющая те же знаки при ключе (а следовательно, и те же самые ноты в гамме), но отличающаяся лишь положением тоники - самого устойчивого тона. Найти тонику параллельной тональности просто - в мажоре она лежит на полтора тона ниже мажорной тоники (шестая ступень), а в миноре, соответственно, на полтора тона выше тоники (третья ступень).

При переходе в параллельную тональность происходит качественное изменение звучания - из светлого мажора мы попадаем в мрачный минор, и наоборот. На примере пары ре-мажор - си-минор можно рассмотреть следующие характерные, часто встречающиеся интонации, которые полезно поиграть на инструменте, попеть, научиться распознавать в нотной записи, и слышать внутренним слухом:

{"color":["#f00","#0a0", "#a0a"]}!$2# t4/4 D: d'2@0 A: c'2@1 | Bm: b1@2 | Bm: b2@2 A: c'2@1 | D: d'1@0 || D: d'2@0 A: a2@1 | Bm: b1@2 | Bm: b2@2 A: a2@1 | D: d'1@0 ||

При проигрывании этих примеров на инструменте полезно обратить внимание на указанные в примерах аккорды - они помогут лучше услышать изменение качества звучания при переходе в параллельную тональность.

Субдоминанта

В завершение рассмотрим еще одну очень важную ступень, относящуюся как и тоника и доминанта к главным ступеням лада. Эта ступень является четвертой в ладу, и лежит на ступень ниже доминанты, поэтому и называется субдоминантой.

Субдоминанта лежит на кварту выше или на квинту ниже тоники.

Трезвучие, построенное на субдоминанте, характеризуется движением, уводящим от тоники. Часто используется гармонический оборот, начинающийся с тонического трезвучия, после которого следует субдоминанта, уводящая от тоники, после чего гармоническое движение через аккорд доминанты снова возвращается в тонику. Вот соответствующее этим аккордам движение баса (в тональности соль-мажор):

{"clef":"f", "color":["#f00","#0a0", "#00a"]}!$1# t4/4 G: g2@0 C: c4@2 D: d4@1 | G: g1@0 ||
Тоническое трезвучие

Полезным навыком при чтении нот является умение заранее видеть линейки, на которых лежат ноты, входящие в тоническое трезвучие в разных октавах. Это существенно облегчает чтение нот при наличии широких скачков в голосах.

{"clef":"g"}!$2# <d' f' a' d'' f'' a''>1

Полезно заметить, что если ноты тонического трезвучия в одной октаве лежат на линейках, то в соседних октавах они будут лежать между ними, и наоборот.

Что делать, когда знаков слишком много

При наличии уж очень большого числа ключевых знаков в партитуре, можно использовать следующий прием, который иногда помогает существенно упростить задачу. Допустим, имеется запись в тональности соль-бемоль мажор:

{"clef":"g"}!$6b t4/4 g'2 f'4 g' | a'2. b'4+7 | c''2 d'' | g'1 ||

Обратим внимание, что если бы тоникой был бы не соль-бемоль, а соль-бекар, то все выглядело бы куда оптимистичнее:

$1# t4/4 g'2 f'4 g' | a'2. b'4+7 | c''2 d'' | g'1 ||

Учитывая этот факт, можно просто представить себе, что при ключе вместо шести бемолей стоит один диез, но общий тон (настройка) задан на полтона ниже, и можно спокойно исполнять мелодию как бы в соль-мажоре - будут те же ноты на тех же линейках, и между ними всё те же интервалы.

Этот прием может оказаться полезным вокалистам, т.к. они могут свободно интонировать при любой настройке, и им не приходится думать об аппликатуре. Также и гитаристы могут найти такой подход полезным, поскольку транспонирование на полтона вверх или вниз на гитаре выполняется простым сдвигом аппликатуры на один лад.

Чтобы было проще находить соответствующие ключевые знаки, будем обозначать бемоли отрицательными числами, а диезы - положительными. Тогда к слишком большому числу бемолей будем прибавлять "магическое" число 7, а из слишком большого числа диезов - вычитать его.

Например, шесть бемолей это -6+7=1 диез, но на полтона ниже. Четыре бемоля это -4+7=3 диеза, но на полтона ниже. Пять диезов это 5-7=-2 бемоля, но на полтона выше, и т.п.