Уголок музыканта-исследователя

Обертоновая техника на кларнете

В данном разделе размещена статья доцента МГК им. П.И. Чайковского Кирилла Рыбакова "Обертоновая техника", опубликованная в немецком журнале «Rohrblatt» (Рорблатт), номер за март-май 2013г

Авторский перевод с немецкого. Публикуется с разрешения автора.

Оригинал статьи

Обертоновая техника. Каким образом можно легко играть в высоких регистрах на кларнете.

Многие кларнетисты сталкиваются с проблемой высоких нот. Третья и четвёртые октавы на кларнете часто звучат резко, ноты берутся не стабильно и плохо управляются. Каким образом можно сделать так, чтобы в верхнем регистре также хорошо звучало, как и в нижнем? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно разобраться в акустике кларнета и понять, каким образом он функционирует.

Кларнет появился благодаря изобретению клапана передувания, этим он отличается от своего предшественника - шалюмо. До сегодняшнего дня, нижний регистр до передувания, так и называется «шалюмо». Этот регистр включает в себя ноты от ми малой октавы 0 до си-бемоля первой октавы 1 (до2 с трельными клапанами). Этот регистр мы будем обозначать как «Основной регистр» 1 (генерирующий регистр). Клапан передувания – клапан дуодецимы, разбивает звук на его составляющие части – «частичные звуки» и таким образом позволяет нам произвести первую смену регистров. Те частичные звуки, которые находятся выше основного тона 1, называются ОБЕРТОНЫ (от немецкого: ОБЕР - верхний, ТОН - звук), далее будем их обозначать как ОТ. Звуки основного кларнетового регистра имеют в своём составе более 30 обертонов.

Кларнет функционирует по акустическим законам, применяемым к закрытым трубкам, (подобным образом ещё функционируют трубы оргàна). Вследствие чего, в звуковом спектре преобладают нечётные обертоны (3,5,7,9,11 итд.). Поэтому первое передувание на кларнете происходит не на октаву (2-ой обертон), как на большинстве духовых инструментов, а на дуодециму (3-ий обертон). Этот регистр называется «Кларино» и содержит в себе звуки от Си1 до До#3 (на открытой аппликатуре), или до Фа#3 (с трельными клапанами). Но ведь диапазон кларнета доходит до До4, а в современной музыке и до До5!

Каким образом получаются эти ноты?

Самое большое заблуждение считать, что эти ноты получаются в результате использования специальных аппликатур. В таком случае эти звуки функционировали по принципу фортепиано: одна клавиша – один звук, применительно к кларнету это бы выглядело так: одна аппликатура – одна нота. Но в случае верхнего регистра на кларнете, даже таблицы аппликатур не могут нам помочь в полной мере. Кроме этого существует до 25 различных вариантов аппликатур для каждой ноты!

Для того чтобы играть выше, чем регистр «Кларино», необходимо произвести ещё дополнительные передувания, это значит снова переходить в новые регистры. Чем большим количеством передуваний владеет кларнетист, тем выше он может играть.

Со второго передувания от Ми0 на Соль2 происходит переход на новый регистр, который поднимается до До диез 4 . Из этого регистра чаще всего используются звуки от До#3 до Соль#3. Эти звуки являются 5 обертоном (5.ОТ) к основным звукам от Ля малой до Фа#1 соответственно.

Важно понимать, что все звуки, которые находятся выше, чем 1-ый и основной регистр «шалюмо», являются всего лишь его производными частями. Это означает, что на кларнете настоящие ноты с полным звуковым спектром находятся только в одном регистре «шалюмо». Чем выше регистр, тем меньше обертонов в нём будет находиться, потому что сами обертоны будут выходить на первый план и выступать в роли звучащих нот. В этом смысле мы и сегодня играем на инструменте, который в момент своего появления назывался «усовершенствованное шалюмо».

Следующий регистр, начинается с До3 - это 3-е передувание от Ми малой октавы и включает звуки до Фа#4. Эти звуки появляются на 7-ом обертоне основного регистра. Чаще всего из них используются звуки от Фа3 до До4 (производные от Соль0 – Ми1 основного регистра).

Приложенный график поможет нам увидеть это наглядно:

Графическое изображение основного регистра и производных от него звуков.

Из-за сложносоставной формы мензуры кларнета (цилиндрическая - коническая – цилиндрическая - коническая) высота обертонов сильно отличается от натуральной шкалы. В конических отрезках кларнетовой мензуры обертоны будут понижаться. Поэтому в различных моделях кларнетов высота обертонов будет варьироваться, в результате чего тембр будет меняться благодаря разнице в спектре звука. Хорошим примером этого эффекта является бас-кларнет, мензура которого практически во всём инструменте цилиндрически прямая, без сильных конических изменений. Обертоны от основных звуков в верхнем колене инструмента будут отличаться от обертонов тех же нот на Си-бемольном кларнете, и эта разница достигает целого тона. Именно поэтому на бас-кларнете используются другие аппликатуры для 3-ей октавы.

В классической музыке необходим диапазон до До4, это значит, что нам надо владеть всего тремя передуваниями (в некоторых случаях четырьмя).

Например звук До4 можно брать с помощью разных обертонов: как второе передувание от Сиb1 (5.ОТ); как третье передувание от Миb 1 (7.ОТ); либо как четвёртое передувание от Си0 (9.ОТ). Этот звук ещё находится среди первых семи передуваний, то-есть среди первых 15 обертонов. Этим и объясняется такое большое количество аппликатур для каждой ноты из верхнего регистра.

Какие аппликатуры лучше использовать для 3-ей октавы?

Ответ на этот вопрос будет звучать очень просто: если звук на данной аппликатуре красиво звучит, чисто интонирует и эта аппликатура удобна в этом конкретном пассаже, то её надо использовать.

Существует два основных вида аппликатур: закрытые и открытые.

Закрытые аппликатуры базируются на длинных основных тонах – это звуки в нижнем колене инструмента от Ми0 до Си0 (малой октавы) и будут звучать на обертонах с высоким порядковым номером (7,9,11). Поэтому они часто звучат узко, плоско и резко. Открытые аппликатуры в своём основании имеют короткие основные звуки - это ноты в верхнем колене До1 – До2 и звучат на обертонах с меньшим порядковым номером (3,5,7). Звуки на этих аппликатурах будут звучать свободнее и полнее.

Следует избегать смешенного использования закрытых и открытых аппликатур в одном пассаже. Подобное смешивание будет приводить к неоднородности звучания. Звуки будут «выкрикивать» и плохо соединятся в виду постоянной смены обертоновой ступени. Все аппликатуры, которые изучаются для третьей октавы, являются ничем иным, как вариантами обычных аппликатур для основных нот из первого регистра. Из-за того, что чистые передувания с этих нот часто звучат микрохроматически, для улучшения интонации просто добавляются различные дополнительные клапана, либо прикрываются дополнительные отверстия в инструменте.

Высокие звуки можно играть с помощью "простого" передувания, без использования клапана дуодецимы.

Опыт простого передувания, как и перехода в высокие регистры получает каждый кларнетист независимо от его желания, начиная с самых первых своих уроков на кларнете. Этот замечательный опыт называется «киксы»! Киксы - это ни что иное, как неконтролируемое передувание в верхние регистры. Основными причинами, провоцирующими киксы у начинающих, являются: неконтролируемые изменения в аппарате и горле, либо аппликатуры которые появляются благодаря не слаженно работающим пальцам, закрывающим не до конца отверстия и задевающим «лишние» клапаны. Но ведь именно сознательное овладение этими средствами, такими как хорошо контролируемый аппарат (это значит: работа гортани, регулирование площади соприкосновения нижней губы с тростью, открытие рта, направление потока воздуха и регулирование его давления) в сочетании с различными аппликатурными комбинациями, как раз и позволяет в дальнейшем переходить в высокие регистры.

К сожалению, у начинающих этот опыт часто связан с очень неприятными ощущениями, что приводит к зажиму (как физиологическому, так и психологическому) и страху перед высокими нотами. Эти страхи могут в дальнейшем очень негативно сказываться последующей профессиональной жизни музыканта. Гораздо правильней, если педагог не будет ругать и запугивать ученика за «киксы», а наоборот, попросит его попытаться проанализировать и понять, каким образом у него получились эти замечательные высокие звуки и попробовать их сознательно повторить. Дети способны даже играть мультифоники (многоголосные аккорды) и это может быть для них очень забавно. Так давайте дадим им возможность забавляться киксами.

Практическая часть

Здесь представлены некоторые упражнения, которые помогут в развитии высоких регистров.

Упражнение 1 – стабилизация «регистра первого передувания» 3.ОТ.

Держать ноту с открытым и закрытым клапаном дуодецимы.

Примечание: интонация ноты должна быть неизменной как при открытом, так и при закрытом клапане дуодецимы. Найти во рту одну позицию, при которой нота будет звучать одинаково.

Упражнение 2 – держать верхний звук при смене аппликатур основных нот (квадратные ноты). Смена аппликатур с 3.ОТ на 5.ОТ.

Примечание: найти во рту одну позицию , при которой будет звучать один и тот же звук, несмотря на смену основных нот. Не «поджёвывать», не «сглатывать», играть только со свободной нижней челюстью с открытой гортанью и ртом.

Упражнение 3 – переход между регистрами второго и третьего передувания (5.ОТ-7.ОТ).

Примечание: стараться играть смены регистров только при помощи открывания гортани и рта. Ощущения должны быть похожи на зевание. Не прижимать , не поджёвывать и без ощущений сглатывания или покашливания. Свободно, на одном непрерывном потоке воздуха – «легатиссимо».

Музыкальный пример: «История любви» Франсис Лей

Примечание: играть мелодию с помощью «чистого» передувания используя только аппликатуры основного регистра (обозначены квадратными нотами) и без клапана дуодецимы. Обращать внимание на непрерывный поток воздуха, чтобы звуки плавно соединялись без характерных переключений – «легатиссимо».

Упражнение 4 – держать верхний звук при смене аппликатур основных нот (квадратные ноты). Смена аппликатур с 5.ОТ на 7.ОТ.

Примечание: вследствие сложносоставной формы кларнетовой мензуры происходят микрохроматические отклонения в отрезках между До#1 – Ре1 и Ми1 – Фа#1.

Музыкальный пример: «Хороший, плохой, злой» Энио Морриконэ

Примечания: те же самые, что и в «Истории любви».

Основываясь на вышеизложенном принципе, можно составить свои собственные упражнения, или музыкальные примеры, для отработки лучших соединений при смене регистров. Поднимаясь вверх по обертоновой шкале, можно играть с помощью следующих передуваний До пятой октавы, то-есть ещё на одну октаву выше, чем в классической музыке.

На сегодняшний день, акустика кларнета ещё очень мало исследована. Не существует акустической модели кларнета, которая бы достоверно работала во всём спектральном диапазоне. В ней остаётся ещё много неразрешённых вопросов. Только дальнейшие открытия в этой области позволят создавать инструменты на качественно ином уровне и дальше развивать исполнительскую школу. Даже те немногие открытия, с которыми мы сейчас познакомились, смогут помочь многим кларнетистам улучшить их технологию и легче играть в высоких регистрах. Конечно, лучше подобную технику проходить вместе с хорошим педагогом, который сможет сам показать, как это функционирует и поможет найти тонкие ощущения, чтобы подниматься наверх было лёгко и просто.

Кирилл Рыбаков, доцент МГК им. П.И.Чайковского