Уголок музыканта-исследователя

Трехдольные размеры

Из школьного курса математики мы знаем, что шесть восьмых это то же самое, что и три четверти. Существует ли разница между соответствующими музыкальными размерами?

Размер 3/4

Самый простой случай трёхдольного размера - размер 3/4.

Если играем четвертями, получаем в каждом такте три четверти, первая из них акцентируется.

t3/4 g'4^ g' g' | g'4^ g' g' |

Если играем под счет, то удобно считать "раз - два - три". Пример использования такого размера - вальс.

Если играем восьмыми, получаем три группы по две восьмых, т.е. всего шесть восьмых.

t3/4 [g'8^ g'] [g' g'] [g' g'] | [g'8^ g'] [g' g'] [g' g'] |

Размер 6/8

При размере 6/8 такт содержит то же количество восьмых, что и в размере 3/4 - их шесть, но акценты расставлены по-другому, образуя две группы по три восьмых. В каждой группе акцентируется первая восьмая, но в первой группе акцент сильнее.

{"offset":{"y":28}}!t6/8 [g'8^^ g' g'] [g'8^ g' g'] | [g'8^^ g' g'] [g'8^ g' g'] |

Если играем под счет, то удобно считать "раз - два", т.е. считаем не отдельные восьмые, а группы из трех восьмых. Таким образом, в отличие от размера 3/4, это напоминает не вальс, а марш - "ать - два", но на каждый удар ноги приходятся три мелкие доли.

Если залиговать первые две восьмые, получим ритм, напоминающий "шаффл" (в такте две группы по две ноты, первая из которых в два раза длиннее второй):

{"offset":{"y":28}}!t6/8 g'4^ g'8 g'4+7 g'8 | g'4^ g'8 g'4+7 g'8 |

Комбинируем разные варианты ритмических рисунков - чем не фраза из ирландской песни:

{"offset":{"y":28}}!t6/8 g'4 g'8 [g'8+7 g' g'] | g'4 g'8 [g'8+7 g' g'] | [g'8 g' g'] g'4+7 g'8 | g'2. |

Если возникают затруднения с подобными ритмами, можно разбирать их под счёт, просчитывая каждую восьмую: "раз-два-три, раз-два-три".

Комбинируем размеры

Поскольку размеры 3/4 и 6/8 имеют одинаковое количество восьмых в такте, удобно переходить из одного в другой - общая длительность и пульсация в такте сохраняются, просто перераспределяются акценты:

{"offset":{"y":28}}!t6/8 [g'8^ g' g'] [g'8 g' g'] | [g'8^ g' g'] [g'8 g' g'] | [g'8^ g' g'] [g'8 g' g'] | t3/4 [g'8^ g'] [g'^^ g'] [g'^ g'] |
{"offset":{"y":28}}!t6/8 [g'8^ g' g'] [g'8 g' g'] | g'4^ g'8 g'4+7 g'8 | [g'8^ g' g'] [g'8 g' g'] | t3/4 [g'8^ g'] [g'^^ g'] [g'^ g'] |

В приведенных выше четырехтактовых фразах изменение размера в последнем такте создает ритмическую "сбивку", играющую роль своеобразной "ритмической доминанты", которая создает неустойчивость, подталкивающую движение музыки к следующей фразе. Особенно ярким оказывается усиленный акцент в середине последнего такта.

Если основным размером будет 3/4, можно комбинировать следующим образом:

{"offset":{"y":28}}! t3/4 g'4^ g' g' | [g'8^ g'] [g' g'] [g' g'] | g'4^ g' g' | t6/8 [g'8^ g' g'] [g'8^^ g' g'] |

В данном примере также используется четырехтактовая фраза, в последнем такте которой происходит ритмическая сбивка засчет перегруппировки акцентов. В середине последнего такта также появляется яркий акцент, создающий эффект "ритмической доминанты".