Трехдольные размеры
Из школьного курса математики мы знаем, что шесть восьмых это то же самое, что и три четверти. Существует ли разница между соответствующими музыкальными размерами?
Размер 3/4
Самый простой случай трёхдольного размера - размер 3/4.
Если играем четвертями, получаем в каждом такте три четверти, первая из них акцентируется.
Если играем под счет, то удобно считать "раз - два - три". Пример использования такого размера - вальс.
Если играем восьмыми, получаем три группы по две восьмых, т.е. всего шесть восьмых.
Размер 6/8
При размере 6/8 такт содержит то же количество восьмых, что и в размере 3/4 - их шесть, но акценты расставлены по-другому, образуя две группы по три восьмых. В каждой группе акцентируется первая восьмая, но в первой группе акцент сильнее.
Если играем под счет, то удобно считать "раз - два", т.е. считаем не отдельные восьмые, а группы из трех восьмых. Таким образом, в отличие от размера 3/4, это напоминает не вальс, а марш - "ать - два", но на каждый удар ноги приходятся три мелкие доли.
Если залиговать первые две восьмые, получим ритм, напоминающий "шаффл" (в такте две группы по две ноты, первая из которых в два раза длиннее второй):
Комбинируем разные варианты ритмических рисунков - чем не фраза из ирландской песни:
Если возникают затруднения с подобными ритмами, можно разбирать их под счёт, просчитывая каждую восьмую: "раз-два-три, раз-два-три".
Комбинируем размеры
Поскольку размеры 3/4 и 6/8 имеют одинаковое количество восьмых в такте, удобно переходить из одного в другой - общая длительность и пульсация в такте сохраняются, просто перераспределяются акценты:
В приведенных выше четырехтактовых фразах изменение размера в последнем такте создает ритмическую "сбивку", играющую роль своеобразной "ритмической доминанты", которая создает неустойчивость, подталкивающую движение музыки к следующей фразе. Особенно ярким оказывается усиленный акцент в середине последнего такта.
Если основным размером будет 3/4, можно комбинировать следующим образом:
В данном примере также используется четырехтактовая фраза, в последнем такте которой происходит ритмическая сбивка засчет перегруппировки акцентов. В середине последнего такта также появляется яркий акцент, создающий эффект "ритмической доминанты".