Уголок музыканта-исследователя

Гармония и лады

Предлагаю вниманию читателя небольшой конспект по основам музыкальной гармонии и импровизации. В Сети можно найти достаточно материалов на эту тему, в данном же конспекте лишь обозначены основные направления, в которых должен продвигаться музыкант-любитель в процессе своего развития.

"Что играть, когда не знаю, что играть?" - попробуем найти ответ на этот вопрос ;)

Структура аккордов

Аккорды состоят из нескольких нот, расположенных по терциям. В зависимости от количества и вида терций, различают несколько классов аккордов.

Основные классы аккордов

  • Мажорное трезвучие - две терции, снизу большая, сверху малая, например: до-ми-соль - до-мажорное трезвучие, ре-фа♯-ля - ре-мажорное трезвучие
    <c' e' g'>1 <d' fis' a'>1
  • Минорное трезвучие - две терции, снизу малая, сверху большая, например: ля-до-ми - ля-минорное трезвучие, си-ре-фа♯ - си-минорное трезвучие
    <a' c'' e''>1 <b' d'' fis''>1
  • Доминантсептаккорд - три терции - снизу большая, выше малая, и еще малая, например: соль-си-ре-фа - доминантсептаккорд от ноты соль
    <g' b' d'' f''>1

Во всех перечисленных классах аккордов расположенные большая и малая терции образуют чистую квинту, благодаря чему звучание аккордов становится достаточно слитным и наполненным.

Расположение терцового тона (в трезвучии он находится посередине) определяет класс, и звучание аккорда.

Существуют и другие классы аккордов, отличающиеся количеством ступеней, или их альтерацией.

Пример трезвучия, редко используемого в чистом виде на практике - уменьшенное трезвучие, состоящие из двух малых терций. Крайние звуки уменьшенного трезвучия образуют тритон, звучащий очень диссонансно. Следует, однако, заметить, что уменьшенное трезвучие входит в состав доминантсептаккорда, чем и определяется его характерное звучание.

Ноты, составляющие аккорд, могут быть перемещены в разные октавы, или удвоены в других октавах. Ниже приведены примеры разных вариантов одного и того же аккорда:

<d' fis' a'>1 <d' a' fis''>1 <d' fis' a' d''>1 <fis' a' d''>1 <a' d'' fis''>1

Обозначения гитарных аккордов

В современной эстрадной музыке часто используются "гитарные" обозначения аккордов, поэтому их полезно знать не только гитаристам.

Аккорды обозначаются по их основному тону буквами латинского алфавита, начиная от ноты ЛЯ.

  • A - ЛЯ
  • B - СИ
  • C - ДО
  • D - РЕ
  • E - МИ
  • F - ФА
  • G - СОЛЬ
В европейской литературе (а также книгах советских издательств) часто ноту СИ обозначают буквой H, а буквой B - ноту СИ-бемоль.

Различные классы аккордов обозначаются следующим образом

  • Мажорное трезвучие - обозначается просто одной буквой, например: C - до-мажорное трезвучие
  • Минорное трезвучие - к латинской букве добавляется "m", например: Gm - соль-минорное трезвучие
  • Доминантсептаккорд - к латинской букве добавляется "7", например: G7

Для обозначения аккордов, построенных на альтерированных ступенях используются соответствующие знаки альтерации, например: E♭ - ми-бемоль-мажорное трезвучие, F♯m - фа-диез-минорное трезвучие.

Для обозначения альтерации отдельных ступеней аккорда используются знаки "+" и "-" перед цифрами, обозначающими альтерируемые ступени, например: C7-5 - доминантсептаккорд от ноты ДО с пониженной пятой ступенью, Bm-5 - уменьшенное трезвучие (минорное с пониженной квинтой).

Аккорды в тональности

Полезно запомнить, какие классы аккордов образуются на разных ступенях тональности.

Трезвучия на ступенях натурального мажора (на примере до-мажора)

  1. мажорное (C)
  2. минорное (Dm)
  3. минорное (Em)
  4. мажорное (F)
  5. мажорное (G)
  6. минорное (Am)
  7. уменьшенное (Bm-5)

Трезвучия на ступенях натурального минора (на примере ля-минора)

  1. минорное (Am)
  2. уменьшенное (Bm-5)
  3. мажорное (C)
  4. минорное (Dm)
  5. минорное (Em)
  6. мажорное (F)
  7. мажорное (G)
На главных ступенях лада (I, IV, V) образуются трезвучия, соответствующие наклонению лада, т.е. в мажоре - мажорные, в миноре - минорные. На остальных ступенях образуются трезвучия противоположного класса.

Замены аккордов

Часто в целях усложнения, или наоборот - упрощения, гармонической схемы используются замены аккордов.

Усложнять гармоническую схему любят аккомпаниаторы чтобы было где себя показать, а упрощать - солисты, чтобы было где развернуться ;)

Замены аккордов производятся по принципу подбора аккорда, максимально похожего на имеющийся. Степень "похожести" аккордов выражается в количестве общих звуков.

Часто используемые замены аккордов

  • Терцовая (медиантовая) - аккорд (трезвучие) заменяется аккордом этой же тональности, отстоящим на терцию вверх или вниз. Новый аккорд имеет с исходным два общих звука, но принадлежит к другому классу, что позволяет порой разбавить минор мажором, или, напротив, подкрасить мажор минором. Солист может рассматривать такие аккорды как единый аккорд, и, соответственно, обыгрывать их одним и тем же звукорядом.
  • Тритоновая - широко используется в джазе для замены доминантсептаккордов. Основана на энгармонизме доминантсептаккордов с пониженной квинтой, отстоящих на тритон. Такая замена позволяет заменить кварто-квинтовые последовательности аккордов на хроматические, и наоборот.

Замена II-V

Вместо доминантсептаккорда можно взять (причем на сильную долю) минорный аккорд с секстой, отстоящий от него на кварту ниже (или квинту выше), поскольку он содержит те же звуки, что и доминантовый нонаккорд. Следующая диаграмма иллюстрирует взаимозаменяемость аккордов C9 и Gm6:

{"drawGroups":true}!C9/Gm6:c@root#0a0;d@#0a0;e@#0a0;g@#0a0;bes@#0a0;g@root#00f;bes@#00f;d@#00f;e@#00f

На этом принципе основана замена доминантсептаккорда последовательностью, в которой перед ним берется аккорд второй ступени соответствующей тональности. Например, в тональности до-мажор, доминантсептаккорд G7 (аккорд пятой ступени) может быть заменен последовательностью Dm7 G7.

Гармонические функции

Поскольку музыкальный лад создает систему тяготения звуков, трезвучия, построенные на разных ступенях лада, также взаимодействуют друг с другом в плане тяготения.

Выделяют три основные гармонические функции:

  • Тоника (T) - образуется на первой ступени лада, является "центром тяготения" - в нее в конечном итоге разрешаются все гармонические последовательности.
  • Субдоминанта (S) - образуется на четвертой ступени лада, характеризуется направлением гармонического движения от тоники.
  • Доминанта (D) - образуется на пятой ступени лада, характеризуется сильным тяготением в тонику.

Таким образом, основное направление тяготения выглядит следующим образом: T -> S -> D - > T.

Трезвучия, располагающиеся на побочных ступенях лада часто имеют двойную функцию. Например, трезвучие третьей ступени сочетает в себе функцию слабой доминанты и тоники, трезвучие шестой ступени - слабой субдоминанты и тоники.

Трезвучия, располагающиеся на вводных по отношении к тонике ступеням - второй и седьмой не имеют с тоникой общих звуков, и поэтому выполняют функцию очень сильной (но не основной) доминанты (седьмая ступень) и очень сильной (но не основной) субдоминанты (вторая ступень).

Обыгрывание аккордов

Мелодические инструменты, не имеющие возможности извлекать одновременно несколько нот (духовые, отчасти смычковые струнные) для обыгрывания аккордов могут использовать следующие звукоряды:

  • арпеджио
  • пентатоника
  • диатоника
  • система вводных тонов
  • симметричные лады

Арпеджио

Арпеджио представляет собой звукоряд, состоящий исключительно из звуков соответствующего аккорда. Это похоже на игру "перебором" на гитаре. При игре арпеджио мелодическая линия полностью сливается с гармонией.

Пентатоника

Пентатоника представляет собой пятиступенный звукоряд, состоящий из арпеджио аккорда, и двух дополнительных ступеней.

При обыгрывании мажорных аккордов к арпеджио добавляются вторая и шестая ступени, при обыгрывании минорных - четвертая и седьмая. Например, на до-мажорное трезвучие можно играть пентатонику ДО-РЕ-МИ-СОЛЬ-ЛЯ.

c'1 d' e' g' a'

На ля-минорное трезвучие - пентатонику ЛЯ-ДО-РЕ-МИ-СОЛЬ. Как видно, это та же пентатоника, что и для до-мажора - здесь также действует принцип параллельных тональностей.

a'1 c'' d'' e'' g''

Для получения блюзовых интонаций можно играть на мажорную гармонию пентатонику одноименного минора. Для усиления эффекта можно добавить к ней пониженную пятую ступень.

Хотя пентатоника уже отличается от простого арпеджио, тем не менее, она достаточно легко ложится на гармонию, и ей можно легко обыгрывать даже несложные последовательности аккордов.

Пентатонику часто используют, когда не знают что играть ;)
Вы никогда не промахнетесь мимо тональности, если будете на каждый мажорный аккорд играть мажорную пентатонику, а на каждый минорный - минорную.

Диатоника

Диатоника - семиступенный звукоряд. Его можно получить, добавив к пентатонике еще две ноты. По сравнению с пентатоникой диатоника звучит более ярко и полно. Типичные примеры диатоники - натуральные мажорная и минорная гаммы.

Из-за того, что диатоника включает в себя больше нот, она сильнее привязана к тональности, чем пентатоника. Если для обыгрывания аккорда пентатоникой достаточно было просто различать мажор и минор, в случае с диатоникой требуется также учитывать положение аккорда в тональности.

Основные виды диатоники, используемые для обыгрывания аккордов:

Класс аккорда Гамма
Мажорное трезвучие

Натуральный мажор - хорош для мажорной тоники. Строится по схеме тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

c'1 d' e' f' g' a' b' c''

Лидийский лад - натуральный мажор с повышенной четвертой ступенью, хорош для субдоминанты в мажоре, или просто чтобы добавить "света".

c'1 d' e' fis' g' a' b' c''

Миксолидийский лад - натуральный мажор с пониженной седьмой ступенью, хорош для обыгрывания доминанты в мажоре или гармоническом миноре, или просто чтобы добавить "блюзовой" окраски.

c'1 d' e' f' g' a' bes' c''
Минорное трезвучие

Натуральный минор - хорош для минорной тоники. Строится по схеме тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

c'1 d' es' f' g' aes' bes' c''

Фригийский лад - натуральный минор с пониженной второй ступенью, хорош для доминанты в натуральном миноре, или просто чтобы добавить "востока".

c'1 des' es' f' g' aes' bes' c''

Дорийский лад - натуральный минор с повышенной шестой ступенью, хорош для обыгрывания субдоминанты в натуральном миноре, или просто чтобы убрать из минора излишнюю "лирику".

c'1 d' es' f' g' a' bes' c''
Доминантсептаккорд Используется описанный выше миксолидийский лад.

Система вводных тонов

Система вводных тонов образуется добавлением к аккордовым тонам дополнительных вводных тонов, располагающихся на секунду выше и секунду ниже. Вводные тона тяготеют к ближайшим аккордовым тонам, "опевают" их.

Поскольку секунды могут быть большими и малыми, возможны разные варианты построения вводных тонов.

Самый простой вариант - когда вводные тона соответствуют диатоническим ступеням. В таком случае, система вводных тонов расширяет арпеджио до диатоники. В плане музыкального материала это не дает ничего нового, но порой позволяет исполнителю по-новому взглянуть на материал, сформулировать какие-то новые идеи.

Более изощренный способ - использование хроматических ступеней. В таком случае система вводных тонов выходит за рамки тональности, расширяет диатонику, позволяет добиваться более напряженного звучания. Естественно, использовать этот прием надо строго дозированно. Наиболее распространенный вариант - верхний вводный тон отстоит от аккордового тона на большую секунду, а нижний - на малую.

Симметричные лады

Симметричные лады состоят из ступеней, распределенных на одинаковые интервалы.

Понятие "лад" применяется к симметричным структурам весьма условно, поскольку из-за полного равноправия ступеней такие структуры не образуют системы тяготения. В данном случае, понятия "лад" и "гамма" можно считать тождественными.

Оливье Мессиан называл такие структуры ладами ограниченной транспозиции, т.к. при транспонировании они очень быстро отображаются сами в себя. Это свойство симметричных ладов делает удобным их разучивание и использование в разных тональностях.

Симметричные лады выходят за пределы тональности, поэтому использование их в чистом виде создает довольно напряженное звучание, что, впрочем, бывает полезно в кульминациях, или при обыгрывании доминантовых гармоний. Чтобы смягчить звучание симметричных ладов можно использовать их отрезки в комбинации с диатоникой или пентатоникой.

Некоторые виды симметричных ладов:

Симметричный лад Возможные транспозиции Описание
Хроматическая гамма 1

Образуется двенадцатью ступенями, отстоящими друг от друга на полутон. Хроматическая гамма всего одна, транспонировать ее бесполезно.

c'1 cis' d' dis' e' f' fis' g' gis' a' ais' b'
Хроматическая гамма порой выручает, когда не понятно даже в какой тональности играем ;)
Целотонная гамма 2

Образуется шестью ступенями, отстоящими друг от друга на тон. В природе таких гамм всего две - одна строится от ноты ДО, вторая - от ДО-диез.

c'1 d' e' fis' gis' ais'
cis'1 dis' f' g' a' b'

Целотонная гамма удобна при обыгрывании альтерированных доминантсептаккордов.

Уменьшенная гамма 3

Простейший вариант уменьшенного лада - арпеджио уменьшенного септаккорда, т.е. четыре ступени, отстоящие на малую терцию друг от друга.

c'1 es' ges' a'
cis'1 e' g' ais'
d'1 f' aes' b'

Другой вариант - восьмиступенная "гамма Римского-Корсакова", строящаяся по схеме "тон-полутон".

Уменьшенную гамму можно транспонировать только два раза, на третий раз она повторяет исходную.

Уменьшенные гаммы удобны при обыгрывании альтерированных доминантсептаккордов.

Благодаря равноправию ступеней в симметричных ладах, такие лады удобно использовать при модуляции для перехода из одной тональности в другую. Гамму исходной тональности сопоставляем с родственным ей симметричным ладом, после чего ступени этого лада переосмысляем в контексте новой тональности.
Особо любознательным предлагается ознакомиться с более подробным списком различных звукорядов